y4astkoviy2021 (y4astkoviy2021) wrote,
y4astkoviy2021
y4astkoviy2021

Categories:

В небе "Холодной войны": как поляк сбил чеха



В июле 1970 проходили учения армий Варшавского договора "Зенит-70", одной из задач которых была проверка системы ПВО Польской Народной Республики.

В учениях принимали участие самолеты Чехословацкой Социалистической Республики - они имитировали нарушителей польского воздушного пространства на южном направлении. Здесь действовали части 3-го корпуса ПВО Польши, в том числе 11-й полк истребительной авиации ПВО из Вроцлава, который был временно передислоцирован на аэродром Олешницы.

В 3:20 14 июля 1970 с аэродрома Намести-над-Ослов стартовал Су-7БКЛ борт "6512", в кабине которого находился капитан Францишек Кужик из 20-го полка истребителей-бомбардировщиков ВВС ЧСР.

Капитан Францишек Кужик
Самолет нес четыре подвесных 600-литровых топливных бака. Это был рутинный полет на высоте 9500 м по маршруту: Намести-над-Ослов - Калиш - Вроцлав - Намести-над-Ослов.

Су-7БКЛ из состава 20-го полка истребителей-бомбардировщиков ВВС ЧСР
За 20 минут самолет уже углубился где-то на полсотни километров в польское воздушное пространство. Польские почти сразу же радары разоблачили "нарушителя".

Сигнал тревоги передали на аэродром Олешницы, откуда стартовал поручик Генрик Осерда. Однако во время подготовки к старту в его истребителе МиГ-21ПФМ возникла неисправность. Осерда молниеносно пересел в один из самолетов дежурной пары.

Польский МиГ-21ПФМ
Около 3:44 наземные посты ПВО вывели его на заднюю полусферу "нарушителя", и Осерда нажал кнопку ...

Он был убежден, что на истребителе подвешены учебные ракеты, но машина дежурной пары была вооружена боевыми ракетами! Из-за того что истребитель стоял в на боевом дежурстве, на него подвесили две инфракрасные зенитные ракеты РС-2УС . В любом случае, польский пилот, не был предупрежден наземным персоналом, что было грубой ошибкой. Захватив цель на экране своего РЛС РП-21 «Сафир», он выполнил отрепетированные действия по пуску зенитных ракет...

Генрик Осерда
Можно только представить удивление поручика, когда он увидел, что из-под левого крыла его самолета сошла ракета РС-2УС. И, наверное, еще больше было удивление капитана Кужика, когда около 3:47 он почувствовал взрыв в хвосте своего самолета ...

Кужик сразу же катапультировался и благополучно приземлился на парашюте. Капитан был убежден, что столкнулся в воздухе с другим самолетом, и о том, что его сбил поляк, узнал уже только в госпитале, где проходил обследование.

Поляки постарались загладить свою вину - они отправили Кужика в санаторий в Сопоте (на Балтике), а в качестве компенсации за сбитую машину передали собственный Су-7БКЛ, борт "23".
Правда, переданая машина была "битой" - незадолго до этого она потерпела крушение, но была отремонтирована. 23 февраля 1971 самолет перегнали из Быдгоще (где располагался польский 3-й полк истребителей-бомбардировщиков) до Намести-над-Ослов, причем операцию эту выполнил лично капитан Кужик.

Пилотскую карьеру Кужика прервало второе катапультирование 10 января 1984, уже с самолета Су-7В, на котором он летал как инструктор. После этого Кужика перевели на "нелетающую" должность. Переданый поляками Су-7БКЛ получил бортовой номер "6023" и прозвище "Поляк".
В 20-м полку он считался "счастливым" и благополучно дослужил до 1989, когда был списан из-за исчерпания ресурса.

А вот поручик Осерда после инцидента прожил едва полгода - 16 февраля 1971 он погиб в катастрофе на МиГ-21ПФМ...

Tags: Авиация, Военная история, Катастрофы, Польша
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments